Мосгордума и ГИБДД вчера поддержали законопроект, вводящий для автомобилистов штраф в 2 тыс. руб. за эксплуатацию шин, не соответствующих сезону, а также изношенных покрышек. Поручение подготовить такой нормативный акт Белый дом отдал еще два года назад, однако парламент уже отклонил несколько подобных законопроектов.
Вчера Мосгордума поддержала законопроект, вводящий ответственность за «управление транспортным средством с нарушением требований эксплуатации шин и колес» в виде штрафа в 2 тыс. руб. Поправки в КоАП, которые обсуждали столичные депутаты, внесены в Госдуму группой парламентариев (сенатор Вадим Тюльпанов, депутат Сергей Тен и другие). «Госавтоинспекция поддерживает это предложение,— заявил вчера представитель УГИБДД Москвы Сергей Голованов.— Водители прекрасно понимают, что зимой безопаснее ездить на специальной зимней или шипованной резине». В ГИБДД России также подтвердили, что возражений против законопроекта не имеют. «Вносим положительный отзыв»,— подытожила глава комиссии по безопасности Мосгордумы Инна Святенко.
Отметим, что большинство автосервисов и шиномонтажей сегодня предлагают взять на себя хранение колес в «не сезон». Таким образом, если автолюбителю негде правильно хранить зимние шины в летний сезон, стоит воспользоваться этим предложением.
Напомним, власти начали говорить о необходимости изменений в законодательство после транспортного коллапса в ноябре—декабре 2012 года на трассе М10 в районе Вышнего Волочка. Одной из причин пробок стала неподготовленность водителей к заснеженной трассе, из-за чего машины буксовали на обледенелой дороге. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил «разработать комплекс мер по эксплуатации зимней резины в зимний период 2013/14 годов и закрепить это соответствующим законодательным актом». «»Лысые» шины или несоответствие остаточной глубины рисунка протектора ведут к потере сцепления с дорожным покрытием, автомобили теряют управляемость во время дождя и снегопада, при преодолении подъемов в зимнее время создаются пробки, опасные ситуации,— сказано в пояснительной записке к законопроекту.— Повреждения шин приводят к их разрушению и, как следствие, серьезным авариям».
Как пояснил «Ъ» соавтор поправок Сергей Тен, требования по эксплуатации шин и колес, на которые ссылается законопроект, зафиксированы в техрегламенте Таможенного союза, который вступит в силу 1 июля 2015 года (поправки в КоАП, скорее всего, вступят вместе с ним). В нем зафиксированы требования к протектору (для легковых машин — минимум 1,6 мм летом и 4 мм зимой). В этом же документе содержится запрет на езду без зимних шин с декабря по февраль, а без летних (или на шипованных) — с июня по август. Господин Голованов вчера отметил, что Москва сможет менять эти временные интервалы.
Это не первый законопроект, с помощью которого депутаты пытаются решить вопрос использования зимней и летней резины. Один был подготовлен в 2009 году, затем еще два — в 2013 году: все они отклонены парламентом. Мосгордума, в свою очередь, «шинные» инициативы не поддерживала, однако теперь свою позицию изменила.
Пока неясно, как технически будут применяться новые санкции, в частности, как часто инспектор сможет штрафовать водителя за езду на летних шинах зимой. «Вопрос применения поправок на практике мы будем обсуждать с МВД,— пояснил «Ъ» Сергей Тен.— Не думаю, что водитель сможет переобуться в другую резину прямо на дороге, да и на штрафстоянку каждую машину отправить нереально. Хотя по логике на машине с летними шинами зимой должно быть запрещено ехать дальше, поскольку она представляет опасность для окружающих».
«Боюсь, что инициатива заглохнет,— считает зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.— Как инспектор будет определять на практике, зимняя резина стоит или летняя? К примеру, есть всесезонные шины с маркировкой M+S, к какому типу их отнести?» Дальнейшая судьба законопроекта зависит от официального отзыва, который должен подготовить профильный комитет по транспорту ориентировочно в конце мая.