После их выхода в течение следующих трех лет, возможно, в продажу поступит еще одна новая модель. К 2015—2016 годам Nissan рассчитывает продавать около 100 тыс. автомобилей Datsun в стране, что к тому времени согласно планам компании составит примерно треть от всех ее российских продаж с учетом входящей в состав автоконцерна премиум-марки Infiniti. Корреспондент РБК daily побывал в штаб-квартире Nissan и его центрах исследований и разработок в Японии, где узнал, каким конкурентным преимуществом будет обладать автомобиль Datsun в России в своем ценовом сегменте.
Можно сказать, что история автомобилей Nissan началась с рождения марки Datsun. В 1914 году в Японии была образована автомобильная компания DAT. Ее название состоит из фамилий трех ее учредителей — Kenjiro Den, Rokuro Aoyama, Aketaro Takeuchi. В 1931 году DAT становится «дочкой» холдинговой компании Tobata Casting Co., Ltd. и начинается выпуск компактных моделей с названием Datson. Добавленное к DAT слово son на английском означает «сын», что можно интерпретировать как «меньший». Однако оно также созвучно с японским словом, означающим «недостаток», поэтому 1932 году марка была переименована в Datsun (sun — солнце, англ.). В 1934 году она была полностью выкуплена другой холдинговой компанией Nihon Sangyo Co., владельцу которой также принадлежала Tobata Casting Co., Ltd., и переименована в ныне существующую Nissan Motor Co., Ltd. Но бренд Datsun тогда не прекратил своего существования. Под ним до 1986 года выпускались недорогие компактные автомобили.
Несколько лет назад в Nissan было принято решение возродить марку. Ее продукция будет нацелена на развивающиеся рынки, где спрос на бюджетные автомобили, по прогнозам производителя, будет расти. Первыми рынками, на которых начнутся продажи автомобилей Datsun, станут Индия, Индонезия и Россия. Для для того чтобы продукция была недорогой для потребителя и в то же время прибыльной для производителя, она будет выпускаться на том же рынке, где и продаваться, для нее будут использоваться комплектующие только локальных поставщиков, а также существующие стране технологическая и инженерная базы. Автомобили разрабатываются с учетом требований местного покупателя. В связи с этим продукция Datsun с разных рынков не будет иметь почти ничего общего.
Вывод Datsun на российский рынок начал готовиться два с половиной года назад. Над проектом работают специалисты Nissan и АвтоВАЗа. Автомобили будут выпускаться на тольятинской площадке. Сборка опытной партии стартует в конце этого года, а первые серийные машины для продажи сойдут с конвейра в первые месяцы следующего года. У дилеров они появятся предположительно будущей весной.
Что это будут за модели, в компании пока не говорят, однако подтверждают, что они будут иметь наиболее популярные в России типы кузова. Исходя из этого можно предположить, что первыми двумя моделями могут быть седан и хэтчбек. Третьей моделью, выход которой возможен позже, может стать кроссовер (по данным «Автостата», в 2012 году в общем объеме продаж новых авто в России более трети занял сегмент SUV). По информации источников РБК daily на рынке, начальная цена автомобиля Datsun будет около 10 тыс. долл. По мнению маркетологов марки, значительную часть ее клиентов будут составлять те, кто приобретает машину в первый раз и впоследствии останется с Nissan и станет покупать продукты производителя более высокой ценовой группы.
Сегодня в российском ультрабюджетном сегменте большинство составляют китайские автомобили. Однако в нем также есть и одна из наиболее популярных новых моделей в России Lada Granta (от 279 тыс. руб.), выпускающаяся на мощностях российско-франко-японского альянса (Renault-Nissan-АвтоВАЗ). Кроме этого нельзя исключать тот факт, что с ультрабюджетниками могут конкурировать и некоторые хорошо востребованные бюджетные модели с более высокой стартовой ценой. Например, Renault Logan (от 349 тыс. руб.). Глава Datsun Винсент Кобэ (Vincent Cobee) прокомментировал это так: «Да, среди конкурентов будут в том числе и автомобили Lada. Но наше предложение будет уникальным, что позволит отчасти дифференцировать продукцию Datsun с продукцией партнеров и усилить ее положение среди конкурентов». По словам топ-менеджера, эта уникальность заключается в том, что Datsun будет автомобилем с настоящим японским качеством, с настоящей японской ДНК.
Действительно в российском ультрабюджетном сегменте японского автомобиля сегодня нет (новый бюджетный седан Nissan Almera относится к более высокой ценовой группе, его начальная цена 429 тыс. руб.). И если учесть, что в России среди владельцев иномарок больше всего тех, кто выбирает Toyota и Nissan (по данным «Автостата», в отечественном автопарке они занимают 8,5 и 4,1% соответственно), считая эти машины самыми надежными, то отмеченная уникальность продукта Datsun может стать его серьезным конкурентным преимуществом. Если, конечно, Nissan удастся его реализовать.
Российские Datsun используют вазовскую платформу Lada Kalina (такая же у Lada Granta), а их производство с самого начала будет локализировано на сто процентов. Однако индустрия автокомплектующих у нас в стране развита слабо, а партнер Nissan — АвтоВАЗ пока не ассоциируется с автомобилями, отвечающими требованиям клиентов общепризнанных мировых автопромышленных компаний. Стоит также отметить, что модель Lada Granta тоже разрабатывалась АвтоВАЗом совместно c Renault и перед началом ее продаж не раз заявляли, что она будет иметь качество, соответствущее мировым стандартам. Но, хотя качество сегодняшней серийной Granta и заметно выше, чем у других существующих моделей производителя, вряд ли можно сказать, что ее уровень сопостовим с тем, который предлагают известные автогиганты.
Несмотря на это, обе стороны проекта с уверенностью заявляют, что Datsun будет настоящим японским автомобилем. А разработчики Datsun с российской стороны говорят, что японский продукт будет качественнее российского.
Пул российских поставщиков комплектующих уже сформирован и, как уверяют в Nissan, полностью соотвествует его корпоративным требованиям. В компании также говорят, что автомобили Datsun для России прошли все стадии, которые проходит продукция Nissan в центрах исследований, разработок и оптимизации процессов, связаных с продвижением продукта на рынок, в Японии. Сейчас опытные образцы Datsun проходят испытания на дорогах под Тольятти. В беседе с РБК daily главный разработчик Datsun Мотохиро Мацумура (Motohiro Matsumura) подтвердил, что российская платформа (Lada Kalina) вполне удачная, и что АвтоВАЗ обладает большой инженерной базой и опытом по части выпуска машин сегмента low-cost. «Мы полностью используем возможности местных инженеров и комбинируем их с нашим опытом и разработками, накопленными за долгое время. Мы хотим создать сильный продукт и сильный бренд», — сказал он.
В Nissan говорят, что их будущие российские клиенты хотят иметь надежный, крепкий и недорогой в обслуживании экономичный автомобиль. Именно такими достоинствами обладали японские машины марки Datsun в прошлом и такими же качествами будут наделены ее современные российские варианты, отмечают в компании. Исходя из этого стоит предположить, что Datsun для России будет иметь увеличенный дорожный просвет, подвеску, адаптированную для плохих дорог, аккумулятор повышенной емкости, достаточно вместительный багажник и прочий набор различных практических свойств, которые применяют другие иностранные автопроизводители, представившие свои российские спецавтомобили в бюджетном ценовом сегменте.