Упростить порядок прохождения техосмотра автомобилей предложил президент России Дмитрий Медведев. Закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Госдума приняла 15 июня 2011 года в третьем чтении, и уже 1 января 2012 года он вступит в законную силу, как и новые административные штрафы за нарушение ПДД. Его авторы рассчитывали на значительное упрощение процедуры техосмотра, кроме того с начала будущего года водитель не сможет получить обязательный страховой полис ОСАГО, если его автомобиль не прошел ТО. А значит, поездки на таком авто будут «заказаны».
Первое, о чем задумались чиновники, – реформировать или отменить техосмотр вовсе? С одной стороны, обязательная проверка новой машины на пункте технического осмотра (ПТО) многим казалась нонсенсом. Кроме того, многих владельцы видавших виды машин получали заветный талон в обход установленного порядка. С другой стороны, можно только догадываться, какие авто могли появиться на российских дорогах, если бы ТО отменили совсем. Поэтому процедуру решили реформировать.
На форумах водители активно обсуждали последствия введения нового закона, предполагая, где можно будет пройти ТО, сколько времени будет занимать процедура, а главное – сколько она будет стоить? В ответ на это чиновники только разводили руками и поясняли, что цена будет зависеть от региона, где водитель проходит ТО, и категории автомобиля.
24 мая правительство опубликовало постановление «Об особенностях проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ». Документ на год продлевал срок действия талонов ТО, который заканчивался в 2011 году. Проще говоря, менять талон техосмотра, действительный, скажем, до сентября 2011 года, нужно только в сентябре 2012 года.
Согласно новому закону, талоны техосмотра будет выдавать не ГИБДД, а аккредитованные в Российском союзе автостраховщиков (РСА) операторы технического осмотра. Получить разрешение на работу ПТО сможет даже частник, у которого есть место и средства для диагностики машин, а также не менее одного технического эксперта в штате. Кстати, эксперт должен иметь среднее или высшее профильное образование и 2-3 года стажа работы.
Еще до вступления закона в силу его разработчики предполагали, что число пунктов ТО должно увеличиться в четыре раза. Позже прогнозы скорректировали, и стало известно, что их количество вырастет примерно вдвое.
По данным РСА, в России уже аккредитовано 2 тыс. 592 пункта техосмотра, хотя формально заявки на регистрацию можно подавать только с января 2012 года. Дело в том, что союз автостраховщиков уже аккредитовал пункты при ГИБДД, поэтому они заработают раньше «частников».
«Пока рыночные претенденты ждут пакета документов, на основании которых они смогут стать полноправными участниками этого сегмента рынка, число аккредитованных при ГИБДД пунктов увеличивается с завидной скоростью», – заявил агентству «Интерфакс-АФИ» источник на страховом рынке.
Собеседник агентства отметил, что до недавнего времени в России было около 3,6 тыс. пунктов, где можно было пройти технический осмотр. Новый закон приведет к увеличению их количества почти до 8 тыс. В конечном счете это позволит ускорить прохождение осмотра, поскольку очереди заметно сократятся.
Кроме аккредитации ПТО союз автостраховщиков совместно с МВД России будет вести электронную базу, где данные об автомобиле и его владельце будут храниться в течение 5 лет.
По новым правилам пройти техосмотр водитель сможет как в пунктах при ГАИ (тогда он должен будет обратиться в ПТО по месту регистрации техсредства), так и в любом из аккредитованных пунктов обслуживания. Кстати, москвичи смогут записаться на техосмотр через интернет на сайте Московской государственной службы технического контроля.
«Житель выбирает административный округ и конкретный пункт из списка всех пунктов ТО, расположенных на территории этого округа. Затем через наглядный календарь выбирается день и время прохождения технического осмотра. На оставленный для обратной связи адрес электронной почты или номер контактного телефона приходит подтверждение заявки на прохождение технического осмотра», – рассказала «Интерфаксу» представитель пресс-службы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Жанна Терехова.
Во время осмотра машины сотрудник пункта техосмотра должен будет внести в базу данные ее владельца, проверить подлинность документов на машину и убедиться, что водитель имеет право ей управлять.
«При этом осуществляется проверка соответствия марки, модели, модификации (типа), цвета, года выпуска, идентификационного номера транспортного средства (VIN), если он присвоен организацией – изготовителем, идентификационных (порядковых производственных) номеров шасси (рамы), кузова (коляски, прицепа), двигателя, государственного регистрационного знака данным, указанным в регистрационных документах», – говорится на сайте службы технического контроля.
Легковые автомобили и грузовики с максимальной массой до 3,5 тонн, прошедшие первый технический осмотр в течение года после выпуска, повторно проходят ТО через три года. Если машине не больше семи лет, осматривать ее придется каждые два года. Авто старше семи лет должны проходить технический осмотр ежегодно.
Согласно проекту постановления правительства «Об утверждении методики расчета предельного размера платы за проведение техосмотра», разработанному Федеральной службой по тарифам (ФСТ), предельная стоимость техосмотра будет рассчитываться из средней по России стоимости нормо-часа для оператора (1 тыс. 65 руб.), норматива продолжительности его работы (39 минут) и времени на идентификацию автомобиля (15 минут). Кроме того, на стоимость услуги повлияет тип транспортного средства и регион России, где водитель будет проходить ТО. Впрочем, предельная стоимость ТО, включая НДС, не должна превысить 1 тыс. 131 руб.
Со вступлением нового закона в силу изменится и порядок получения страхового полиса ОСАГО. Начиная с 2012 года, получить страховку можно будет только после предъявления талона пройденного ТО. То есть наличие полиса будет гарантировать исправность автомобиля.
Страховая компания сможет отказаться от заключения договора с автовладельцем, если срок техосмотра его автомобиля истекает за 6 месяцев до окончания срока действия страховки. В этом случае водитель должен пройти техосмотр раньше времени и вновь обратиться в страховую компанию.
Новый закон также изменяет процедуру постановки автомобиля на учет. Теперь первое, что должен сделать человек, купивший машину, – пройти ТО и получить талон техосмотра. Дальше он приобретает полис ОСАГО, без которого ездить на машине запрещено, и только после этого ставит ее на учет.
«Талон технического осмотра выдается на транспортное средство и в нем не указывается государственный номер машины. Поэтому, если до истечения срока действия талона остается более 6 месяцев, новый собственник может его не переоформлять и заключить договор ОСАГО. Если срок действия талона ТО истекает менее чем через полгода, для покупки полиса необходимо пройти техосмотр», – рассказал Interfax-Russia.ru начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов.
При покупке новой машины талон ТО покупатель будет получать непосредственно в автосалоне. Приобретая поддержанную машину, в пункт технического осмотра он предоставит свой паспорт, паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации автомобиля, договор купли-продажи или доверенность, если автомобиль перешел к покупателю по доверенности.
«Машины возрастом до 3-х лет согласно новому закону о ТО не должны проходить техосмотр, поэтому для заключения договора ОСАГО владельца новый машин талон ТО предъявлять не нужно. Номера на машину по-прежнему получают в ГИБДД», – рассказал Interfax-Russia.ru начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов.
В итоге на прохождение технического осмотра у водителя должно уходить не больше часа, а о длинных очередях вскоре можно будет забыть. Впрочем, разом избавиться от них вряд ли удастся, ведь в будущем году на осмотр приедут автомобили с талонами за 2011 и 2012 годы.