Банк России заставит страховые компании стандартизировать продукты

Автор: | 21.10.2013
4628_bigСлужба Банка России по финансовым рынкам предложила создать бюро страховых историй. На начальном этапе предполагается сбор данных по клиентам автострахования. Компании более десяти лет назад уже пытались создать черные списки клиентов для борьбы с мошенничеством, но взаимное нежелание делиться клиентской базой тогда остановило идею. Вот и сейчас участники рынка называют идею ЦБ полезной, но явно не первостепенной с точки зрения проблем рынка.

Служба Банка России по финансовым рынкам провела заседание экспертного совета по страхованию, где было обнародовано предложение о создании бюро страховых историй. Как рассказал «Ъ» один из участников заседания, главная цель и задача такого бюро — «чтобы хороший клиент страховщика платил меньше». Предполагается, что мониторинг данных по страховым историям клиентов позволит детальнее проводить тарификацию. На первоначальном этапе предполагается собрать страховые истории по автострахованию — каско и ОСАГО.

На базе Российского союза автостраховщиков (РСА) с начала года уже работает автоматизированная информационная система (АИС) ОСАГО, куда загружаются данные о договорах «автогражданки». Накопление информации позволяет точнее применить коэффициент «бонус-малус» при расчете цены полиса. Как заявили «Ъ» в РСА, на сегодняшний день в базу загружены сведения о 100% договоров за 2011-2012 годы. Всего с начала 2013-го загружены данные по 29 млн договоров.
Поэтому вероятным куратором по созданию пилотного проекта бюро страховых историй на рынке называют РСА. Как говорит президент союза Павел Бунин, «если страховое сообщество посчитает целесообразным делать это на базе успешно работающей АИС ОСАГО, РСА готов взять на себя функции по разработке новой системы».
Банки в этом вопросе опередили страховщиков на восемь лет. Как рассказал гендиректор бюро кредитных историй (БКИ) «Эквифакс кредит сервисиз» Олег Лагуткин, БКИ начали появляться на банковском рынке в 2004-2005 годах. «Официально на рынке порядка 30 игроков, в реальности крупных — менее пяти,— говорит он.— Главным пользователем бюро являются банки. Стоимость услуги для них составляет от 5 руб. до 50 руб. за кредитный отчет в зависимости от объема запросов». «Общая база страховых историй добавит рынку дисциплинированности, но не решит вопросов мошенничества, поскольку для этого нужна более детальная глубина запроса, эта информация шире той, что есть у страховщика»,— заявил  глава одного из крупнейших БКИ.
Страховщики считают идею полезной, но не первостепенной по важности для рынка. «Идея не новая,— говорит вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин.— В немецком союзе страховщиков существует так называемое моторное бюро, немецкие коллеги еще в конце 90-х нам рассказывали, как это работает». Компании тогда хотели создать черный список клиентов для борьбы с мошенничеством, но нежелание открывать свои клиентские базы остановило эту затею. «Я бы не торопился сейчас объединять в бюро истории по всем рискам, посмотрел бы на опыт автострахования»,— говорит представитель «Ингосстраха». На вопрос «Ъ», готовы ли страховщики платить за получение информации из такой базы, Илья Соломатин отвечает, что вопрос оплаты пока не очевиден: «Надо понять статус этого бюро — при ком оно будет — при ЦБ, при РСА или в качестве автономного игрока».
По словам гендиректора «АльфаСтрахования» Владимира Скворцова, данная идея позволит более точно тарифицировать клиентов, аккуратные водители получат низкий тариф. «Предоставление такого рода информации из бюро на платной основе — нормальная практика»,— уверен господин Скворцов. «Все-таки это задача следующего уровня,— считает замгендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.— ЦБ трактует, что на основе страховой истории будут более точными расчеты по тарифам, но, с другой стороны, Верховный суд игнорирует наши расчеты по тарификации, утверждая, что мы обязаны платить вне зависимости от того, кто сидел за рулем — опытный отец или его 20-летний сын. Надо для начала решить проблему судебной практики, таковы приоритеты рынка»,— заключает он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *