Есть некие планы снижения конкретных ставок где-то летом этого года. Правительство работает над этой проблематикой«, — приводит слова источника в российском правительстве «Интерфакс». Аналогичное высказывание передал «Прайм» со ссылкой на источник в российской делегации на переговорах между Россией и Еврокомиссией, которые начались вчера в Москве. Детали не раскрываются. Снизить утилизационный сбор предлагает ЕС, но о конкретных цифрах речь пока не идет, уточнил«Ведомостям» сотрудник компании-автопроизводителя, участвующий в обсуждении. Идея была предложена европейской стороной еще в конце 2012 г. на саммите ЕС — Россия, но тогда российские власти заявили, что делать это не планируется (менять размеры сбора — прерогатива страны), рассказывает он. Теперь ЕС решил вновь поднять этот вопрос, добавляет собеседник.
Минэкономразвития и опрошенные «Ведомостями» автопроизводители не стали комментировать возможность снижения утилизационного сбора. Заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов сказал, что не знает о том, что в правительстве рассматривается возможность снижения сбора. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича (курирует промышленность) от комментариев отказался.
Утилизационный сбор введен в России с 1 сентября 2012 г., его базовая ставка для легковых автомобилей — 20 000 руб., для грузовиков и автобусов — 150 000 руб. Ежемесячные поступления — 3,5-4 млрд руб. Сбор платят импортеры, а местные производители могут взять на себя обязательства по утилизации и не выплачивать сбор. Евросоюзу это не понравилось. И российские чиновники пообещали, что сбор будут платить все: и импортеры, и производители (им власти, правда, обещали компенсации).
Россия может пойти на снижение утилизационного сбора, если это будет увязано с другими вопросами, например с ситуацией на Кипре, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Снижение может быть дифференцированным — в зависимости от вида транспортного средства, добавляет он. Если власти решат снизить утилизационный сбор, то только на новые автомобили, так как главный конкурент российского автопрома — подержанные машины, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.
На фоне стагнации собственного рынка Евросоюз для поддержки своих производителей пытается увеличить экспорт в соседние страны, включая Россию (в 2012 г. рынок здесь вырос на 11% до 2,9 млн шт.), отмечает директор Аuto-dealer.ru Олег Дацкив. По его оценке, почти половина импортных автомобилей ввозится в Россию из Европы (около 500 000 шт.).