Законопроект, который увеличивает количество категорий в водительских правах, принят в Госдуме во втором, основном чтении. Согласно документу, в правах появится категория М, предназначенная для водителей мопедов и скутеров. После принятия закона им придется сдавать экзамены, чего не требуется в настоящее время.
Законопроект предусматривает увеличение категорий прав до 10 штук. Кроме того, вводятся подкатегории – их будет 6. В настоящее время в России выдаются права 5 категорий. Отмечается, что все водительские удостоверения, выданные до вступления в силу закона, будут действовать до окончания указанного в них срока.
Одним из важных новшеств данного законопроекта является введение категории прав М для водителей мопедов и скутеров с двигателем объемом менее 50 куб. см. В настоящее время на данную технику права не требуются, и соответственно водителей скутеров практически невозможно наказать даже за серьезные нарушения ПДД и аварии.
После принятия данного закона для управления скутером придется сдавать на права. Каким именно образом, пока не решено, но как минимум теоретический экзамен сдать придется. Также предполагается, что категорию M автоматически получат водители, уже имеющие права любой категории.
Еще одно важное для всех будущих водителей новшество – отмена экстерната. После принятия закона, всем кандидатам в водители придется проходить обучение в автошколе в обязательном порядке. В законопроекте прописано, что допускаются только лица, имеющие «медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и прошедшие в установленном порядке соответствующую подготовку или переподготовку».
Документ успешно прошел первое чтение еще в октябре 2011 года. Ко второму чтению в проект были внесены некоторые поправки, проработка которых и потребовала столь длительного времени, рассказал РИА Новости глава комитета по транспорту Евгений Москвичев.
Например, ко второму чтению было принято решение отказаться от идеи введения отдельной категории прав для водителей, которые учатся и сдают экзамены на право управления автомобилем с автоматической коробкой передач. Первоначально предполагалось, что в правах у таких водителей будет стоять особая отметка, и соответственно управление машиной с «механикой» считалось бы нарушением.
Депутат отметил, что введение подкатегорий в российских правах позволит дифференцировать условия получения прав в зависимости от потенциальной опасности конкретных типов автомобилей и мотоциклов.
«Желающим получить право на управление малотоннажными грузовиками и микроавтобусами не придется осваивать в полном объеме программы подготовки большегрузных автомобилей и городских пассажирских автобусов. Аналогичным образом будут дифференцированны и программы подготовки мотоциклистов», — пояснил чиновник.
Глава комитета подчеркнул, что наличие открытой категории в правах даст право управления транспортными средствами всех ее подкатегорий.