К такому выводу пришли участники международного форума «Автоэволюция», проходившего в третий раз в Калуге. Так, генеральный директор компании Volkswagen Group Rus Маркус Озегович, оценивая место и перспективы России в мировой автомобильнойотрасли, заметил, что в 2015-2016 годах наша страна может стать четвертой в мире по производству автомобилей. «После того, как обгонит Германию», — подчеркнул господин Озегович.
В тоже время иностранные инвесторы отмечали, что столкнулись с рядом непредвиденных ситуаций. Так, генеральный директор «ПСМА Рус» (Peugeot Citroen Mitsubishi Automobile Rus) Дидье Альтон сообщил, что стоимость производства в России на 5 процентов выше, чем в Бразилии, и на 15 процентов — чем в Корее и Китае. В свою очередь Маркус Озегович, отметил, что у нас стоимость производства автомобиля составляет 105 процентов от показателей в Германии.
Господин Альтон назвал около десятка «неприятных моментов», которые до захода компнании в Россию оценивались более позитивно. Это дополнительные расходы, «связанные с холодной погодой». Выше ожидаемого оказались дорожные расходы, а также затраты на безопасность, питание и даже вывоз мусора. К тому же существенной экономии на энергоносителях не получилось: если газ действительно дешев, то электроэнергия оказалась значительно дороже предварительных оценок. Еще одной неожиданностью для иностранных инвесторов стала стоимость рабочей силы. Несмотря на то, что стоимость труда в России ниже, чем в Европе, накладные расходы оказались существенными. Это доставка рабочих на предприятие, питание, расходы на подготовку кадров и проживание, ограничения, накладываемые Трудовым кодексом. Также к примеру иностранные авто с пробегом в Екатеринбурге пользуются большей популярностью чем новые, произведенные в России.
Тем не менее, емкость российского автомобильного рынка по-прежнему очень привлекательна для иностранных инвесторов. Так, президент и управляющий директор General Motors Россия и СНГ Джим Бовензи, исходя из того, что сегодня в России приходится менее 300 автомобилей на тысячу человек, и роста ВВП на душу населения, полагает, что потенциал у нашей страны огромный. По данным аналитического агентства «Автостат», с прошлого года наблюдается рост продаж автомобилей. В этом году, по словам директора этого агентства Сергея Целикова, будет рост 40 процентов, чего никто не ожидал. Немалую роль в этом сыграли стимулирующие программы автокредитования и утилизации. В долговременной перспективе, по мнению аналитика, россияне будут потреблять в среднем по 3 миллиона автомобилей в год в течение 10 лет. Такому долгосрочному тренду способствуют несколько факторов. Это имеющееся большого количество автомобилей старше 20 лет: из 35 миллионов легковых авто — 15 миллионов требуют утилизации. Кроме того наметились тенденции — «второй автомобиль в семье», что даст рост продаж на 1-2 процента.