На сегодняшний день приобретение классических авто, выпущенных 30, 40 или 70 лет назад, остается уделом избранных. Помимо того что они стоят немалых денег даже на своей исторической родине, то есть в странах Европы и США, поклонники ретромобилей вынуждены хорошенько раскошелиться при их ввозе на территорию России. Во всяком случае, если это делать легально, уплачивая все необходимые таможенные сборы. Говоря об автохламе, мы подразумеваем старые, чадящие, ширпотребные иномарки, сошедшие с конвейера в 80-х, – но по какой-то странной логике в эту категорию также попадают раритетные Cadillac и Bentley 50-х годов.
При прохождении таможни новоиспеченному владельцу олдтаймера приходится платить от 100% до 300% стоимости самого автомобиля – заградительные пошлиныникто не отменял. Ранее к правительству с просьбой помиловать раритеты обращалось руководство Российской автомобильной федерации (РАФ). Это произошло примерно месяц назад – и, как видно, результатов обращение к высшим чинам не дало. На днях к РАФ решили присоединиться члены «Ралли-клуба классических автомобилей» (РККА): они направили в адрес президента России Дмитрия Медведева письмо, в котором просят полностью отменить пошлины для авто старше 30 лет.
Владельцы и поклонники автостарины считают, что ввоз раритетных машин должен быть абсолютно бесплатным, при этом они должны автоматически получать не только статус «культурной ценности», но и стандартный ПТС, позволяющий беспрепятственно передвигаться по российским дорогам. Первое возможно уже сейчас: никто не мешает приобрести на одном из зарубежных аукционов или выкупить из частной коллекции старинный Mercedes, ввезти его в Россию, избежав необходимости уплаты таможенных пошлин, и получить в Министерстве культуры бумагу, которая свидетельствует о том, что купленная машина – уже и не машина вовсе, а культурная ценность.
Но, к сожалению, это делает езду на ней невозможной: нет паспорта технического средства – значит, нет номеров. То есть фактически документы на автомобиль отсутствуют, и перевозить его можно лишь на эвакуаторе. Как в таком случае быть с ретропробегами, да и почему бы просто не ездить на технически исправном раритете в свое удовольствие? Вопрос обсуждается уже не первый год, однако прямое обращение к главе государства было сформулировано только сейчас.
О том, изменится ли что-то на рынке олдтаймеров, пока говорить рано: президент поручил разобраться с ситуацией первому вице-премьеру Игорю Шувалову. К 26 сентября он должен был подготовить ряд предложений по этому вопросу. Каких именно – пока неизвестно.
Между тем реакция на инициативу РККА со стороны чиновников и полицейских предсказуемо оказалась крайне негативной. «Автомобили, которые признаны транспортным средством и ездят по дорогам общего пользования, должны находиться в равных условиях. Если появится разница между автомобилями одного возраста, часть которых будет признаваться культурной ценностью, а часть – нет, это будет коррупциогенным фактором», – сообщил «Коммерсанту» глава департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов.
Представители ГУОБДД были еще более категоричны: «Автомобиль должен соответствовать российским нормам безопасности: исторически ПТС и задумывался как документ, подтверждающий это соответствие. В случае ввоза частным лицом необходим сертификат соответствия нормам безопасности, но едва ли такой документ удастся получить владельцу ретроавтомобиля». Более того, гаишники указывают на то, что ни один олдтаймер никогда не сможет легально пройти техосмотр. Здесь впору удивиться: если машина исправна, какое имеет значение год ее выпуска?
Но в ГИБДД пошли дальше и предложили эксплуатацию раритетов запретить в принципе: «Теоретически мог бы быть введен особый порядок регистрации с выдачей номеров, постановкой на учет, однако без допуска к участию в дорожном движении. Можно было бы разрешить им ездить своим ходом только на выставки, участвовать в ретроралли в составе организованной колонны». На западный опыт, из которого следует, что ретротехника не только должна быть доступной среднему классу, но и беспрепятственно передвигаться по дорогам общего пользования, а также пользоваться рядом определенных преференций по сравнению с современными авто, гаишники и чиновники на сей раз ссылаться не стали.