В 2011 г. рост рынка ОСАГО в Петербурге может составить от 5 до 20%, так как отложенный в кризисный период спрос на автомобили начал расти.
[hana-code-insert name=’ads’ /]
По словам Евгения Дубенского, директора Северо-Западной дирекции РОСНО, рост рынка Петербурга может составить 50-10%. Сегодня росту рынка ОСАГО способствует государственная поддержка утилизации старых транспортных средств, которая увеличила продажи отечественных автомобилей, а также бюджетных марок иностранных машин, производимых в России и включенных в программу господдержки.
По мнению Александра Клюквина, начальника отдела автострахования компании «Югория», рынок ОСАГО Петербурга за 2011 г. вырастет на 15-20%.
«На рост рынка будут влиять два фактора: увеличение объемов продаж новых автомобилей и планируемое повышение страховых тарифов», — уточнил он.
Убыточное страхование
Прогноз руководителей страховых компаний на 2011 г. связан с ростом убыточности ОСАГО.
«Средняя выплата держится в районе 30 тыс. рублей. Средняя убыточность по крупным городам, Москве и Петербургу, несмотря на 15%-ный рост за последний год, остается приемлемой и не превышает 70%, — пояснил директор управления андеррайтинга автострахования Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Денис Чигарев. — Однако по ряду регионов Северо-Запада данный показатель вследствие более низких премий и большего размера убытка уже не вписывается в бюджетные 77% и вплотную приближается к 100%».
С ним согласен Владимир Храбрых, директор филиала ОАО «Ингосстрах» в Петербурге, убыточность ОСАГО имеет различные значения у различных страховщиков и сильно отличается в различных регионах.
«Но если брать петербургский рынок, то можно говорить о том, что убыточность ОСАГО у основных страховщиков менее 70%», — отметил он.
По словам начальника управления урегулирования убытков страховой компании «Уралсиб» Андрея Тотолдина, в январе 2011 г. средний убыток по ОСАГО составлял 19 000рублей, в феврале — 21 500рублей.
«Рост убыточности операций по ОСАГО является долговременной тенденцией, характерной для всего рынка. На рост убыточности прямо влияют постоянное удорожание запчастей, рост средней стоимости нормо-часа при ремонте автотранспорта, неснижение количества мелких ДТП и ряд иных факторов, — говорит он. — К тому же надо отметить, что базовые тарифные ставки по ОСАГО для физических лиц, владеющих легковыми автомобилями, не менялись с 2003 г., несмотря на достаточно высокий уровень ежегодной инфляции. Изменение ряда коэффициентов к базовым тарифам по ОСАГО, проведенное в 2009 г., смогло лишь несколько улучшить показатели убыточности в отдельных регионах. Переломить ситуацию в корне сможет лишь приведение размера базового тарифа по ОСАГО в соответствие с реальной экономической стоимостью затрат на возмещение ущерба».
Неопределенное будущее
Максим Зайцев, начальник актуарного департамента СОАО «Регион», уточнил, что у страховщиков сохраняется некоторая неопределенность в связи с тем, что в 2011 г. ожидается введение приказа по изменению лимитов ответственности как в части имущества, так и в части вреда, нанесенного жизни и здоровью.
При этом вопрос об изменении тарифов в связи с увеличением лимитов остается по-прежнему открытым. Кроме того, фактором неопределенности служит вероятное увеличение обращаемости потерпевших по жизни и здоровью в связи с планируемым упрощением процедуры получения страховой выплаты. Соответственно, если все эти законодательные изменения вступят в силу при неизменности тарифов, то на период нескольких лет прогноз по убыточности ОСАГО может оказаться негативным.
«Ситуация с ОСАГО в 2011 г. может развиваться двояко. Если будут приняты предложения Минфина о поправках в Закон об ОСАГО, связанные с повышением лимитов выплат «по железу» и «по жизни» с одновременной корректировкой тарифов, то объем рынка вырастет пропорционально изменению тарифов. Если же все изменения ограничатся только правкой региональных коэффициентов в определенном перечне регионов, то существенной динамики не предвидится», — пояснил Дмитрий Большаков, заместитель генерального директора ОСАО «РЕСО-Гарантия».
В страховой компании «Спасские ворота» считают, что в 2011 г. увеличатся сборы страховых компаний по ОСАГО — это связано с динамикой роста количества автомобилей в Петербурге и Ленобласти.
«Возможен уход с рынка нескольких некрупных страховщиков в связи с тем, что владельцы транспортных средств стали более тщательно подходить к выбору страховщика, обращая внимание на надежность и качество обслуживания страховой компании. В последнее время увеличился спрос на дополнения к полисам ОСАГО (увеличение размера выплат плюс допуслуги), — подчеркнули в компании. — Также прогнозируется рост выплат по ОСАГО в связи с растущей аварийностью на дорогах».