Ространснадзор отменил свой запрет на перевозку нефти и темных нефтепродуктов в цистернах для светлых нефтепродуктов. Мера, которая была введена после нескольких крупных аварий на железной дороге, просуществовала чуть больше недели.
Напомним, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) с 10 мая официально ограничила использование цистерн для транспортировки светлых нефтепродуктов в качестве резервуаров для перевозки нефти и темных нефтепродуктов. Такие цистерны технически не предназначены для повышенных нагрузок. Поводом стали несколько аварий на железной дороге.
Однако запрет грозил вылиться в очередной топливный кризис, так как, по сути, лишил бы нефтеперерабатывающие заводы регулярных поставок нефти. НПЗ грозило значительное сокращение объемов переработки или вовсе остановка. А для обычных водителей это означало отсутствие бензина на АЗС и высокие цены на тот, что доехал до заправки.
Как говорится в телеграмме РЖД, копия которой оказалась в распоряжении «Ведомостей», с 18 мая все ограничения сняты. Данная телеграмма поступила в адрес дочерних компаний РЖД.
По словам двух участников заседания межведомственной рабочей группы в Минэнерго, решение о снятии запреты было принято 18 мая в рамках этого заседания. Эксперты и игроки рынка посчитали, что угроза топливного кризиса слишком реальна. Первый эффект от запрета некоторые нефтяные компании почувствовали всего за неделю действия запрета. В их числе НК «Альянс», ТНК-BP, «Роснефть» и «Башнефть».
Ранее крупнейшие НК обратились к министру транспорту Игорю Левитину с просьбой отложить запрет до 1 августа. Само ведомство и РЖД этот перенос не поддерживали.
В качестве компромисса было принято решение обязать вагоностроительные компании внести изменения в техническую документацию цистерн. Как рассказал один из участников совещания в Минэнерго, планируется прописывать в документах ограничения по плотности, а не в зависимости от типа груза.
Как прокомментировали эту идею несколько экспертов, подобные изменения в техдокументацию можно вносить только после тщательных расчетов и испытаний. Делать это за короткое время по требованию чиновников опасно. «Надежда только на то, что РЖД ужесточит контроль над грузами», — рассказал один из собеседников издания.
«Уралвагонзавод», который является одним из крупнейших в России поставщиков цистерн, отметил, что продукция корпорации изначально рассчитана на перевозку темных и светлых нефтепродуктов, так что ничего менять не придется.