Государственная компания «Автодор» фициально открыла первую платную дорогу в Подмосковье. Точнее, не дорогу, а пока только отдельный участок федеральной трассы М4 «Дон» — плата взимается за проезд транспорта с 48-го по 71-й км упомянутой магистрали. Нынешний платный «Дон» от прежнего бесплатного отличается большим количеством полос, двумя новыми развязками, перестроенным мостом через речку Северка, более качественным покрытием, а также «интеллектуальной системой управления». Последняя передает на пульт диспетчера информацию об авариях или других нештатных ситуациях, благодаря чему оператор может оперативно перекрыть любую полосу, вызвать полицию или скорую помощь. Стоила реконструкция данного участка трассы 6 миллиардов бюджетных рублей (частных инвесторов попросту не нашлось) и длилась 3 года, хотя до сих пор в некоторых местах можно видеть китайские самосвалы и другую строительную технику.
Однако воспользоваться платной дорогой может не каждый автомобилист! Жителей поселков Барыбино, Гальчино, Кузьминское, Южное и других буквально «отрезали» от нового «Дона» — с февраля выезд из этих населенных пунктов на платный участок трассы запрещен знаком «Въезд запрещен» (который чаще называют «кирпичом»), а для самых непонятливых знак продублирован… бетонной плитой. А все потому, что вышеупомянутые поселки оказались аккурат между двумя пунктами оплаты. Конечно, не загороди дорожники выезд со стороны Барыбино, местные жители получили бы возможность бесплатно ездить по платной дороге. Но почему тогда строители дороги не построили дополнительный пункт оплаты, а просто перегородили выезд?
Эта проблема может показаться надуманной: таких поселков, как Барыбино, много, а платные дороги в России только начинают появляться, и нужно, чтобы каждая магистраль приносила прибыль. Следовательно, все нелегальные въезды на коммерческие трассы нужно перекрыть, иначе ушлые водители будут действовать так: доехал по бесплатному шоссе до ближайшего населенного пункта, где есть неконтролируемый выезд на платную дорогу, и езжай, пока не встретишь такой же неконтролируемый съезд, чтобы не платить денег. Но, согласитесь, что на любой платной дороге должно быть несколько въездов/съездов, иначе пользоваться ею будут только транзитные водители, а местные жители, физически не имея возможности выехать на коммерческую трассу, будут выбирать другие маршруты. А это — упущенная прибыль и тысячи недовольных граждан.
А теперь давайте снова вспомним про поселок Барыбино. Его население составляет 5 тысяч человек, а вокруг населенного пункта расположены более полусотни садовых товариществ. Итого, по самым скромным оценкам, — 20 тысяч человек. Много это или мало? Достаточно, чтобы построить пункт оплаты, который бы приносил живые деньги. При этом возникает парадокс: когда только начали появляться платные дороги, россияне боялись, что власти не оставят бесплатной альтернативы, а здесь люди желают пользоваться коммерческой трассой, но такой возможности не имеют. И пример трассы «Дон» показателен: подобные же ошибки повторяются при строительстве других платных магистралей страны, когда проектировщики из экономии «забывают» про крупные населенные пункты.
Впрочем, совсем без дороги барыбинцев не оставили. Чтобы добраться до столицы, жителям этого подмосковного поселка (а заодно и многочисленным дачникам) предлагают ездить так: выезжать на перегруженное транспортом Каширское шоссе, примерно 15 километров «пилить» до Малого бетонного кольца и только затем возвращаться на платный участок «Дона». При этом всем понятно, что старая Каширка на летний период станет одной громадной пробкой, но специалисты «Автодора» никаких действий не предпринимают, терпеливо дожидаясь, когда один перекрытый выезд станет причиной транспортного коллапса. И простое, лежащее на поверхности решение — построить пункт оплаты — никому из этого ведомства в голову не приходит… Тем более что повесить запрещающие знаки и положить бетонную плиту гораздо проще.